elena_shmyreva wrote in ru_teatr

Categories:

Риголетто. Новая опера.

Читаешь Бальзака, а там между делом, о юноше, который возвращается под утро домой, насвистывая мелодию из слышанной им недавно оперы. Опера была одним из самых популярных развлечений в те времена.

Был в те времена и драматический театр. Современник Бальзака — Виктор Гюго почти полных 15 лет своей жизни посвятил театру. В 1832 году он написал пьесу «Король забавляется». И не надо думать, что это только у нас в России в 20е и 30е годы пьесы снимали и запрещали после первого прогона. История запретов гораздо старше. Не знаю, что там было у Эврипида и Софокла, но вот про Мольера — исторический факт, как и про Гюго.

Именно такая нелегкая судьба постигла «Король забавляется». Кажется написано об исторических героях XVI века, события вымышленные, а не понравилась она правительственным чиновникам, которые усмотрели в ней признаки революционного республиканизма. В XVI веке республиканизм! Почти 50 лет пьеса была под запретом к постановке во Франции. 

Трудно сказать, каким образом сюжет попался на глаза Верди, но он решил, что вещь будет прекрасно смотреться в оперном виде. Чтобы не дразнить собак, автор либретто Пьяве заменил имена всех действующих героев, но основная сюжетная линия и характеры сохранены. Мы, зрители, узнаем о первоисточнике, когда видим в программке «Либретто Ф.М.Пьяве по драме В.Гюго «Король забавляется».

Мог ли герой Бальзака насвистывать песенку герцога из Риголетто? Нет, не мог. Верди написал оперу в конце 1850 года, весной 1851 в венецианском театре Ла Фениче состоялась ее премьера, а французских подмостков она достигла лишь в 1857 году, в то время как Бальзака уже семь лет не было на свете. Но так интересно прослеживать переплетение судеб современников.

Сюжет этой популярнейшей оперы Верди знаком многим. Молодой волокита герцог Мантуанский обладает изысканными манерами и пленительной внешностью. Барышни штабелями падают к его ногам, покоренные обходительным обращением и красивыми уверениями в глубоких чувствах. Но как обманчива внешность. Не жажда любви, а жажда чувственных удовольствий и авантюр движет герцогом. Легкомыслие соседствует с жестокостью. Ему ничего не стоит арестовать и умертвить мужа, брата или отца, попытавшегося встать на пути соблазнителя. Всем, предпринимающим попытки протестовать, выставляется обвинение в государственной измене.

Именно так заключается под стражу граф Монтероне, попытавшийся отомстить герцогу за поруганную честь дочери. Шут Риголетто, присутствовавший при аресте, смеется над горем отца. Ему ненавистны все аристократы, он сам подбадривает своего господина на любовные похождения. Монтероне проклинает герцога и его шута Риголетто.

Постановка в Новой опере весьма классична: отличные декорации и костюмы; прекрасные артисты, через музыкальные партии передающие драматические характеры своих героев.

Единственной неожиданностью показа 22 апреля была замена по каким-то неведомым причинам артиста, исполнявшего роль герцога Мантуанского, Георгия Васильева на Георгия Фараджва. По внешним данным, на мой женский взгляд, второй несколько уступал первому, но его тенор доставил не меньшее удовольствие, чем тенор артиста, выступавшего в первом действии.

Главная партия была за баритоном Сергеем Мурзаевым. Именно  ему в этот раз досталась роль придворного шута Риголетто. Нежно и тонко вела свою роль Джильды, дочери Риголетто, сопрано Ксения Нестеренко. Ярким был бас Андрея Фетисова, исполнявшего роль наемного убийцы Спарафучиле. Медовое меццо-сопрано его легкомысленной сестры Маддалены (Полина Шамаева) прекрасно вплеталось в квартет герцог-Маддалена-Джильда-Риголетто. 

И трагическая развязка: нанятый Риголетто наемный убийца Спарафучиле по просьбе своей сестры Маддалены решает пощадить красавчика, за убийство которого ему назначена награда. Но ему не хочется терять деньги и он решает убить любого незнакомца, который появится у их хижины. Разговор брата с сестрой слышит Джильда, она решает пожертвовать собой. Да, это опера, ребята! Герцог ее обесчестил. Папа привел к дому, чтобы она стала свидетельницей, что слова, слышанные ей из прекрасных уст расточаются направо и налево, но она готова отдать свою жизнь за юношу, в которого влюбилась. 

Видя умирающую Джильду Риголетто понимает, что проклятие Монтероне свершилось.

Постановка Новой оперы живет на сцене уже 21 год. В декабре 2000 она удостаивалась Российской оперной премии Casta Diva в номинации «Событие года». 

Меняются исполнители главных партий, чтобы  дать проявить себя новым именам в нестареющем произведении Верди.

Огромная благодарность солистам и оркестру театра Новая Опера за постановку. Спасибо за приглашение проекту Москультура, сообществу moscultura и блогу tushinetc

Фото с поклонов 22 апреля 2021г

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.