semulakr (semulakr) wrote in ru_teatr,
semulakr
semulakr
ru_teatr

Category:

Интерпретатор

Президент Владимир Путин посетил на выходных театр "Современник" и за кулисами возмутился "слабостью" Чацкого в трактовке Римаса Туминаса в исполнении актера Ивана Стебунова. Чацкий "сильный человек" и не должен плакать, заявил Путин. Такую трактовку еще литераторы - современники Грибоедова, включая Александра Сергеевича Пушкина, считали недалекой, а сейчас и в школе учат иначе. Таким образом, можно сказать, Путин возвращает Россию к истокам трактовки образа: Чацкий-правдоборец и Чацкий-просветитель характерен для театров 19 века.

Приезд Путина в "Современник" стал сюрпризом для всех, включая худрука театра Галину Волчек. Ему выделили лучшие места - середину 10 ряда партера - а после спектакля он побеседовал с режиссером и актерами. "Современная трактовка", как назвала ее Волчек, президенту не понравилась. Путин заметил: "Не побоюсь показаться здесь непрофессионалом, потому что я непрофессионал, но зачем вы с самого начала показали его, Чацкого, плачущим? Сразу складывается о нем впечатление как о слабом человеке". Режиссер, говоря о своей трактовке, напомнил, что Чацкий был сиротой, оставшимся без родных. Однако этот аргумент не удовлетворил президента: "Я боюсь ошибиться, но Александр Матросов тоже был сиротой, но закрыл собой амбразуру. Он сильный человек".

Занятно, что Галина Волчек тут же приняла позицию президента в дискуссии с режиссером пьесы: "Я согласна с Владимиром Владимировичем! - не раздумывая сказала она. - Если такой вопрос у него возник, то значит, что необходимость показывать Чацкого плачущим была плохо доказана... Теми, кто показывал! - заявила она "Известиям". - А Чацкого с Матросовым вполне можно сравнивать: такое сравнение правомерно, раз оно приходит в голову".

Главред радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов считает, что комментарии за кулисами - это вполне обычное дело. "Я, честно говоря, не знаю, зачем и что он комментировал, но я считаю, что каждый человек - Вы, я, Вова - мы можем сказать свое мнение по поводу того, что написано, как написано и как сыграно. А для чего мы тогда смотрим. Только для этого", - заявил он, комментируя указания Путина.

Однако в визите Путина и его трактовке немало интересного. Во-первых, как отмечает "Независимая газета", чета Путиных своим визитом "совершенно проигнорировала многочисленные критические отзывы об этой постановке литовского режиссера Римаса Туминаса, получившей обвинения чуть ли не в русофобии и разных прочих грехах".

Трактовка Путиным образа Чацкого как сильного правдоборца, идущего против косного мира, взята прямиком из советских школьных учебников. В этой ипостаси "Чацкий несомненно является представителем передового общества, людей, не желающих мириться с пережитками, реакционными порядками и активно с ними борющихся".

Наивным и слабым считал такое видение режиссер предыдущей постановки "Горя от ума" на сцене "Современника" Олег Ефремов. Впрочем, это не новость: еще Александр Сергеевич Пушкин называл Чацкого недалеким малым, который напитался умом и остротами Грибоедова. В письме к Бестужеву Пушкин писал: "Первый признак умного человека - с первого взгляду знать с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб."

Более резок в оценках режиссер Олег Ефремов, детально объяснивший свое видение этой пьесы: "У меня был один очень важный барьер, который предстояло взять: я имею в виду эту странную традицию, а по-моему, странный предрассудок - читать "Горе от ума" как гражданскую обличительную пьесу. Из всех возможных трактовок - эта казалась мне самой слабой. Даже глупой. Плоской". Видимо, Ефремову не удалось бы порадовать президента Путина гражданской позицией.

Согласны с этим Петр Вайль и Александр Генис: "Если Чацкий глуп - все в порядке. Так и должно быть: человеку, исполненному глубины и силы, не пристало то и дело психопатически разражаться длинными речами, беспрестанно каламбурить и потешаться над недостойными внимания субъектами.

Сторонники "сильного" Чацкого, основываясь на его реплике "Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…", утверждают, что это свидетельство его намерения прямиком пойти в революцию. Но, к примеру, Федор Достоевский считал иначе. "Ведь у него только и свету, что в его окошке, у московских хорошего круга – не к народу же он пойдет. А так как московские его отвергли, то, значит, "свет" означает здесь Европу. За границу хочет бежать", - писал Достоевский.

Поэт и критик Петр Вяземский отмечал, что Чацкий вообще "похож на Стародума. Благородство правил его почтенно, но способность, с которой он с ходу проповедует на каждый попавшийся ему текст, утомительна… Ум, каков Чацкого ни есть завидный, ни для себя, ни для других. В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного…". "При всем остроумии, при всей бойкости речи своей, Чацкий тот же Репетилов: только из другого лагеря. Как заговоривается один, так заговоривается и другой". "Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий".

Впрочем, сам Грибоедов отмечал, что в его пьесе каждый волен видеть что-то свое, и даже его видение по ходу работы над ней сильно изменилось: "Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его. Впрочем… в превосходном стихотворении многое должно угадывать; не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор коснулся, нередко одним намеком, - но его поняли, все уже внятно, и ясно, и сильно".

Subscribe

  • Балалайкин и К°. ПРОГРЕСС-СЦЕНА Армена Джигарханяна

    В основе пьеса С. Михалкова по роману М. Салтыкова-Щедрина «Современная Идиллия». Начинается история с появления рассказчика, образ которого…

  • "Прайм-тайм", или Мюзикл со смыслом

    Я очень люблю Московский театр мюзикла за… актуальность его спектаклей. «Как? – скажите вы,- это же просто музыкальное шоу. Девочки с красивыми…

  • МАКИ. Театр Луны

    Яркая красочная история о жизни и главном матче судьбы двух великих шахматистов Хосе Рауля Капабланки и Александра Алехина.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Балалайкин и К°. ПРОГРЕСС-СЦЕНА Армена Джигарханяна

    В основе пьеса С. Михалкова по роману М. Салтыкова-Щедрина «Современная Идиллия». Начинается история с появления рассказчика, образ которого…

  • "Прайм-тайм", или Мюзикл со смыслом

    Я очень люблю Московский театр мюзикла за… актуальность его спектаклей. «Как? – скажите вы,- это же просто музыкальное шоу. Девочки с красивыми…

  • МАКИ. Театр Луны

    Яркая красочная история о жизни и главном матче судьбы двух великих шахматистов Хосе Рауля Капабланки и Александра Алехина.…