Эрик Лобах (eriklobakh) wrote in ru_teatr,
Эрик Лобах
eriklobakh
ru_teatr

Categories:

Маленькие аспекты социальной психологии

АПЛОДИСМЕНТЫ

Как я и обещал очаровательной ЖЖ-пользовательнице zolotistaya

( http://eriklobakh.livejournal.com/136803.html?thread=1835363#t1835363 ) - расскажу о двух своих походах в театр в последнее время и о своём безобразном поведении в одном из этих походов и в провале подобной попытки в другом случаи.

На мой взгляд - одно из важных составляющих любого спектакля (собственно - и любого иного сценического действа) - это аплодисменты. Именно аплодисменты, а не игра атёров - формально сводят спектакль с актёрами и зал со зрителями в единое целое и придают представлению осмысленное культуровосприядческое состояние.

На мой взгляд культура аплодисментов ныне во всём мире и в России тоже упала ниже плинтуса. За исключением малого числа приличных театров (того же "Малого", например - пардон за каламбур) - публика в основной массе стала совершенно дикой толпой, которой нравится любой спектакль - плох он или хорош. И эта толпа хлопает во всех случаях, не говоря уж о том - что слишком часто - невпопад. Уж и не знаю - есть ли сейчас "проваленные" спектакли в принципе - если не говорить о маленьких камерных сценах - а о PR-раскрученных театрах. А уж такие обязательные, на мой взгляд аплодисменты - как при первом выходе на сцену из кулис примы или великого артиста - то и вовсе забыто.

С совсем ранней юности, собственно - я на спектаклях развлекаюсь тем - что первым начинаю хлопать по какому-либо случаю - чтобы весь зал подхватил мой аплодисмент. Обычно на любом спектакле сидит какой-нибудь хрен - который пытается у меня перехватить инициативу - но с моим опытом это уже давно ни у кого не получается - и любую оппозицию и сопротивление я давлю на первых десяти минутах.

Секрет прост. Тут же дело не в громкости хлопка - а в том, чтобы поймать именно нужную секунду для аплодисмента - когда зал восхищён какой-либо фразой или действием актёра и это восхищение на пике. И важно при этом на какую-нибудь долю секунды опередить конкурента. А уж потом - зал привыкает не думать - когда надо хлопать - и аплодирует за мной.


Порой конкуренты применяют нечестные приёмы - а именно пытаются перехватить инициативу тем - что начинают хлопать не тогда - когда это необходимо. С этим тоже можно бороться. Просто при этом нужно не хлопать самому - и твоя половина зала - уже привыкшая к тому - кто тут начинает аплодировать - не поддерживает тот аплодисмент - и опозоренный конкурент после этого замолкает на весь спектакль - ибо ему становится очевидна собственная пошлость и вульгарность.

Для чего нужно хлопать первым? - спросите вы. Отвечаю. Существует минимум два обоснования.

Первое высказывает моя жена - у которой вообще необъятное количество знакомых всяких "экстрасенсов" и т.п., а равно и просто странных баб, которые увлекаются чтением психологической литературы. Так вот кто-то из них ей давно сказал (не применительно ко мне, мы тогда вообще ещё не были женаты - а вообще) - что первый из захлопавших в таких случаях - "собирает энергию всего зала". Я не сторонник таких ненаучных теорий - но эта версия частично симпатична тем - что действительно несколько приятно с психологической точки зрения - когда зал подчиняется тебе в оценке происходящего.

Моё личное объяснение другое.

Во-первых - как я уже говорил - публику нужно приучать к культуре аплодисментов - т.к. неприятно сидеть в зале - где все хлопают невпопад - тогда мне просто мешают смотреть спектакль.

Во-вторых - и это очень важно - именно правильные аплодисменты - помогают актёрам правильно играть. Если актёр видит - что аплодируют именно его/её хорошой игре, а не дурацким кривляниям, например - то это приводит его в тонус, актёр собирается - и настраивается, проводит далее спектакль хорошо. Если же в зале просто хохочат, ржут, аплодируют всякой пошлости - то актёр начинает, поняв - что у него за публика - перебарщивать и вести себя соответственно - ибо любой актёр хочет получить побольше аплодисментов.

Соответственно - это важно с точки зрения того - какой спектакль ты хочешь смотреть. Не говоря уж об обозначенном мною моменте вежливости - что необходимо давать аплодисмент при первом выходе на сцену примы - это наш долг из чувства благодарности.

Ну так вот. Недавно я посетил два спектакля.

Первый - пример того - где какие-либо эксперименты из той области, что я описываю - невозможны, либо уж нужно применять какие-то немыслемые усилия.

Это был в театре Моссовета мюзикл "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" как бы "по Стивенсону".

Собственно - я вообще не люблю (если не сказать громче) мюзиклы как жанр. Я даже оперетту-то не люблю особо, хотя есть приятные расслабляющие вещички. Но данное действо было по ту сторону добра и зла.

Начнём с того - что ставить мюзикл по гениальному произведению гениального автора - это даже не смело - а просто странно. По крайней мере - изначально должно быть понятно - что в низком жанре не передать Стивенсона - поэтому вообще не желательно ставить Это Имя на афишу.

Потом - сама постановка с музыкальной и прочих точек зрения (кроме декораций - которые были "богаты" - но явно не к месту - вероятно просто отмывались деньги - или "разводили" спонсора спектакля) - была ниже всякой критики. Дурацкий вульгарный сценарий, простецкая дурацкая мелодия.

Наконец - самое абсурдное - это Домогаров в главной роли. Как бы ни было упрощено содержание романа Стивенсона, как бы дурацко не выглядело всё действо - но всё-таки даже при этом - Джекил/Хайд - сложная психологическая роль - которую ну никак не может играть столь плохой и малопрофессиональный актёр как Домогаров. Его роли - это какие-нибудь финтифлюшки - соблазнить которые могут только глупых молодых дур. Это как если бы Короля Лир (не важно в какой постановке) дали бы сыграть Харатьяну или Диме Билану - ну просто глупо и всё.

Вы спросите - как я вообще туда попал? О, это отдельная песня. К моей жене на работу постоянно приходит какой-то агитатор/продавец билетов, которого вся контора любит и называет "нашим другом". Он им впаривает и так дорогие билеты по двойной цене - расхваливая спектакли. При этом рассказывает анекдоты, делает комплименты и т.п. - т.е. просто умело работает. Всё, что он им сбагривает - просто отвратительно. Это я раньше хотел этому гомику уши отрезать - за издевательство над моим эстетическим чувством, несколько раз грозил жене - что просто не буду ходить с ней на такие представления - но потом смирился - ибо - в конце-концов - в театр можно ходить просто ради выпивки в буфете - и чтобы немного поспать - т.к. шум моему сну не мешает - мой сон всё ещё молодецкий.

В мои задачи не входило писать рецензию на этот спектакль. Вся предыстория просто к тому - что я хочу сказать - что на таком представлении просто невозможно проводить мои обычные действия. Публика там всегда довольна - и хлопает весь спектакль подряд - при этом чтобы понять причины этих аплодисментов - мне пришлось бы пасть слишком низко. Я было инерционно попытался это делать в самом начале - но мне это было сложно - т.к. за весь спектакль я не нашел поводов для аплодисментов - а люди хлопали переодеваниям Домогарова, его высокому задиранию ноги на ногу на стуле и т.п. - словом возможности угадать - что было нужно этому стаду - мне было не совсем понятно - да я и не хотел вникать. Короче - я просто успокоился буфетом.


Второй поход в театр был совсем иной. Это было в Губенковской "Таганке" - "Корень мандрагоры" по Маккиавели. Разумеется - это приличный театр и небезынтересная пьеса с приличными актёрами.

Я очень быстро приучил зал к тому - что хлопать нужно только после того - как захлопал я - при этом - в обязательном порядке. Пьесы того периода - вообще мои любимые - и их можно назвать моим "коньком".

Ну дык вот. Я доволен, зал доволен, артисты довольны. Всё идёт как надо.

Но. Одна актриса, хорошая актриса - надо признать в принципе, но не будем называть её по имени - стала на определённом этапе вызывать у меня раздражение. Я пьесу читал довольно давно - но почему-то уверен - что таких вульгарных фраз, какие она себе позволяла - там не было. Даже если были - то сценаристу, режиссеру и актёру нужно учитывать - что пьеса писалась в иное время и для другой публики - и тогда это было норма. Значит надо было несколько менять текст, либо даже произнося эти фразы - не делать на них пошлого акцента.

Это, знаете ли - ошибочное мнение - что это приближает пьесу к временам постановки её в первые разы. Нужно передавать дух произведения с пониманием того - как это усваивает современная публика. Иными словами - если вы уж и решили "выпендриться" - и играете с высоко поднятой головой старинную музыку, типа презирая партитурные переработки - так извольте тогда уж играть это на соответствующих инструментах - а не на синтезаторе.

Ну и потом - мне показалось, - что указанная актриса вовсе и не ставила себе такой задачи - а просто сама в тот день имела пошлое настроение.

И я решил её наказать. Повторяю - приучив зал хлопать культурно - и только за мной - я ей таки устроил два общезальных аплодисмента в тех случаях - когда она этого явно не ожидала.

И это дало требуемый наказательный эффект. Актриса совершенно потеряла равновесие и сбилась с ритма. Она уже не понимала - что ей делать - продолжать пошлить было странно - ибо она видела - что публика аплодирует культурно и по делу. А вот указанных два аплодисмента она совершенно справедливо - как я понимаю - расценила за презрение к её собственной пошлости и за насмешку.

Словом - она обиделась - и сбилась с ритма игры - это было видно. Уверен - что всю ночь после этого у неё болела от стыда голова.

Вы скажете - что я поступил сурово? Не согласен. Хоть я и был в тот день вообще зол, но чувство справедливости и чувство меры в общении с людьми мне не зменяет. Зачем она пошлила?! Она понимала - в каком обществе она находится?!

Пошлость должна была быть наказана - и пусть ей это будет должным уроком на будущее.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments